Чеченская Республика имеет развитую многоотраслевую экономическую структуру. Основу ее составляют агропромышленный комплекс, нефтегазовая отрасль, курортно-рекреационный комплекс, лесное хозяйство. Вместе с тем богата и разнообразна природа края, сочетающая уникальную растительность и животный мир горных ландшафтов, разнообразие биоресурсов рек и озер. Особую ценность представляют горные леса. Сохранение природных богатств и охрана окружающей среды, как среды обитания населения Чеченской Республики, невозможны без проведения постоянного контроля, анализа ситуации и прогноза.
В Чеченской Республике насчитывается около 20 функциональных ведомств, осуществляющих мониторинг отдельных компонентов окружающей природной среды и природных ресурсов. Анализ деятельности таких ведомственных служб и систем мониторинга показал, что все они разобщены, разнородны, программно несовместимы, ориентированы на наблюдения и оценку состояния отдельных компонентов окружающей среды и природных ресурсов. Отсутствие единого методического и метрологического пространства, единых требований к представлению информации создавало серьезные проблемы при ее получении и интеграции. В результате сложившейся ситуации вся получаемая информация по экологическому мониторингу не концентрировалась в едином центре и не управлялась должным образом.
В 2012 году, в целях реализации Единой системы государственного экологического мониторинга на территории Чеченской Республики, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 331 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 года № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)», бывшим Комитетом Правительства Чеченской Республики по экологии был запланирован и реализован пилотный проект по созданию территориальной системы экологического мониторинга Чеченской Республики (далее — ТСЭМ).
В 2013 году был реализован второй этап — организация территориальной системы экологического мониторинга Чеченской Республики.В настоящее время общее руководство по формированию и функционированию ТСЭМ Чеченской Республики возложено на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики (далее – МПР Чеченской Республики) в целях реализации полномочий закрепленных за МПР Чеченской Республики, утвержденных Постановлением Правительства Чеченской Республики от 29 декабря 2012 г. № 254 и в соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики «Об организации территориальной системы экологического мониторинга Чеченской Республики» от 11.07.2013 № 179. Данным Постановлением Правительства Чеченской Республики утверждено «Положение о территориальной системе экологического мониторинга Чеченской Республики» и «Распределение функций между участниками территориальной системы экологического мониторинга Чеченской Республики».
В ТСЭМ Чеченской Республики включаются все существующие виды мониторинга в области охраны окружающей среды (атмосферного воздуха, земель, недр, водных объектов, лесов, животного и растительного мира, охотничьих и водных биоресурсов, включая радиационную обстановку).
Цель функционирования ТСЭМ — информационное обеспечение государственного контроля и управления в области охраны окружающей среды и природных ресурсов Чеченской Республики, в сопряжении с федеральной информационной системой государственного фонда данных государственного экологического мониторинга. Вся информация ТСЭМ является государственной собственностью и может быть использована для обоснования принятия и контроля исполнения управленческих решений, мероприятий, программ и иных действий, в соответствии с возложенными на них задачами и функциями, а также информирования населения Чеченской Республики.
Главные задачи ТСЭМ Чеченской Республики — обеспечение функционирования информационной системы непрерывных, регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды; хранение, обобщение и анализ собранной информации; своевременное выявление изменений состояния окружающей среды, их оценка и прогноз.
Организационная структура ТСЭМ, функционирует во взаимодействии органов государственной власти Чеченской Республики, специализированных организаций и прочих участников системы.
Реализованы элементы разработанной информационно-аналитической системы ТСЭМ Чеченской Республики, основной функцией которой является сбор информации от различных организаций, хранение всей информации в базе данных, обеспечение быстрого и удобного доступа к информации, предоставление информации в виде наглядных отчетов, содержащих табличные, графические данные.
На основе конечной информации, выявляются наиболее экологически неблагополучные территории, наиболее актуальные экологические проблемы и, соответственно, принимаются управленческие решения, направленные на улучшение экологической ситуации.
Вместе с тем, использование новых информационных технологий и средств наблюдения, таких, как аппаратура дистанционного зондирования и трассовых измерений, автоматизированные системы сбора обработки данных, компьютерные системы обработки, создает предпосылки для интеграции ТСЭМ Чеченской Республики на качественно новом уровне, в рамках предполагаемого проекта «Развитие единой государственной системы экологического мониторинга».
Нормативно-правовые акты Чеченской Республики в сфере экологического мониторинга определяют функции ТСЭМ Чеченской Республики по организации и осуществлению в установленном порядке мониторинга окружающей среды — государственного экологического мониторинга:
— Закон Чеченской Республики от 04.07.2006 г. №10-РЗ «Об охране окружающей среды Чеченской Республики»;
— Закон Чеченской Республики от 20.11.2006 г. № 37-РЗ «Об отходах производства и потребления»;
— Закон Чеченской Республики от 04.12.2007 г. № 40-РЗ «Об особо охраняемых природных территориях Чеченской Республики»;
— Закон Чеченской Республики от 20.04.2008 г. № 12-РЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Чеченской Республики в сфере лесных отношений»;
— Закон Чеченской Республики от 20.04.2008 г. № 13-РЗ «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Чеченской Республики гражданами для собственных нужд»;
— Закон Чеченской Республики от 22.05.2008 г. № 19-РЗ «Об исключительных случаях заготовки древесины на территории Чеченской Республики»;
— Закон Чеченской Республики от 03.06.2008 г. № 26-РЗ «О земельных отношениях в Чеченской Республике»;
— Закон Чеченской Республики от 23.06.2008 г. № 27-РЗ «О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства»;
— Закон Чеченской Республики от 06.05.2009 г. № 30-РЗ «О порядке предоставления и пользования недрами в целях разработки месторождении общераспространенных полезных ископаемых на территории Чеченской Республики»;
— Закон Чеченской Республики от 28.06.2010 г. №20-РЗ «Об охране и использовании объектов животного мира в Чеченской Республике».
— Постановление Правительства Чеченской Республики от 29.12.2012 г. № 254 «Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики».
— Постановление Правительства Чеченской Республики от 11.07.2013 г. № 179 «Об организации территориальной системы экологического мониторинга Чеченской Республики».
2. Чеченская Республика располагает опытом межведомственного взаимодействия в сфере государственного экологического мониторинга и охраны окружающей среды.
ТСЭМ Чеченской Республики создана и функционирует на базе ведомственных подсистем мониторинга (далее — ВПМ) природных сред, природных ресурсов и источников антропогенного воздействия, расположенных на территории Чеченской Республики и обеспечивающих решение задач ТСЭМ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики;
Чеченский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС»;
Управление по недропользованию по Чеченской Республике (Чеченнедра);
Территориальный отдел водных ресурсов ЗКБВУ (Западно-Каспийское бассейновое водное управление) по Чеченской Республике;
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чеченской Республике;
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской республике;
ФБУ «Российский центр защиты леса» Филиал «Центр защиты леса Чеченской Республики»;
Распределение функций между предприятиями и организациями ВПМ, являющимися участниками ТСЭМ, под общим руководством МПР Чеченской Республики работами по созданию и обеспечению функционирования ТСЭМ, осуществляется согласно приложению № 2.
В ТСЭМ могут быть образованы другие функциональные специализированные подсистемы, блоки и элементы мониторинга природных сред и природных ресурсов, в том числе осуществляющие свое функционирование в специальных условиях.
ТСЭМ обеспечивает организационную, методическую, метрологическую и информационную интеграцию всех входящих в нее систем экологического мониторинга, включающих в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.
Функционирование ВПМ осуществляется на базе существующих ведомственных программ мониторинга окружающей среды и природных ресурсов и регламентируется соответствующими положениями. Основными функциями ТСЭМ являются: организация наблюдений и проведение измерений показателей, характеризующих состояние окружающей среды; организация системы информационных потоков; организация и ведение специализированных банков данных, включая создание геоинформационных систем; обеспечение достоверности, полноты и сопоставимости измерений и оценок показателей; информационное обеспечение оперативного управления состоянием окружающей природной среды, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций; обеспечение республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения Чеченской Республики информацией об экологическом состоянии, динамике и прогнозах изменения окружающей среды и природных ресурсов на территории республики.
Объектами ТСЭМ являются: атмосферный воздух; почвы и недра; поверхностные и подземные воды; растительный и животный мир; охотничьи ресурсы и среда их обитания; особо охраняемые природные территории; социальная гигиена и здоровье человека.
Информационные сети различных областей ВПМ интегрируются на основе согласованных и аттестованных методик, программ и средств измерений.
Обмен экологической информацией между ВПМ осуществляется согласно нормативам и требованиям положения ТСЭМ, утвержденного Постановлением Правительства Чеченской Республики от 12.07.2013 г. № 179 «Об организации территориальной системы экологического мониторинга Чеченской Республики», а также на основе соглашений о сотрудничестве между органами исполнительной власти Чеченской Республики и региональными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.
Производственно-технический потенциал
3. Чеченская Республика располагает базовой IT инфраструктурой поддержки принятия управленческих решений регионального уровня.
Право оперативного управления информацией, находящейся в ТСЭМ, возложено на МПР Чеченской Республики.
Основными группами информационных технологий используемые в ТСЭМ являются: получение исходных данных от ВПМ; передача данных между ВПМ; создание и развитие интегрированного банка данных с использованием компьютерных технологий геоинформационных систем; обработка, систематизация и анализ данных; представление и документирование данных; особой информационной функцией является определение критериев оценок и правил принятия решений. Реализация данной функции обеспечивается созданием и развитием баз знаний и опыта экспертного принятия аналитических решений.
Объемы, форма и содержание взаимно представляемой информации по вопросам мониторинга окружающей среды определяются на уровне взаимных соглашений между ВПМ. Данные наблюдений, а также материалы целевой ведомственной обработки передаются в ТСЭМ на безвозмездной основе.
Информационное обеспечение ВПМ, органов государственной власти Чеченской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность на территории Чеченской Республики и государственных средств массовой информации осуществляется на безвозмездной основе.
От подведомственных экологических лабораторий ВПМ ежемесячно поступают протоколы исследований компонентов окружающей среды (атмосферный воздух, воды и почвы) в МПР Чеченской Республики.
В отделе надзора особо охраняемых природных территорий, охраны недр и мониторинга окружающей среды МПР Чеченской Республики создана и функционирует электронная База данных (далее — БД) ТСЭМ Чеченской Республики в программной среде Access MicrosoftOffice. Система базы состоит из отдельных, связанных тематических блоков по природным компонентам: «Атмосферный воздух», «Воды» и «Почвы» общим объемом 53,385 мегабайт.
Подобная архитектура позволяет легко переносить отдельные базы с компьютера на компьютер, распространять их на CD и т.д., при сохранении всех возможностей совместного использования содержащейся в них информации.