В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции определена приоритетность мер по ее профилактике. Особая роль в организации работы по данному направлению отводится органам государственной власти, местного самоуправления и организациям. Перед каждым государственным органом стоит задача эффективно использовать на практике положения законодательства в сфере противодействия коррупции. При этом весь массив норм антикоррупционного законодательства необходимо адаптировать таким образом, чтобы он функционировал в конкретном органе с учетом специфики реализуемых функций. Для этого должны быть использованы как правовые инструменты, напрямую вытекающие из законодательства, так и любые организационные меры, объем которых не ограничен.

В связи с чем, начиная с 2013 года, т.е. с момента своего создания, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики (далее – Министерство) также активно включилось в работу по профилактике коррупционных правонарушений.

Для организации работы в сфере  противодействия коррупции нами, прежде всего, был обеспечен комплекс мер, направленных на создание правовой и организационной основы профилактики коррупционных правонарушений: образованы Совет по противодействию коррупции и Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства и урегулированию конфликта интересов, определено структурное подразделение Министерства, ответственное за работу по противодействию коррупции, приняты нормативные правовые акты Министерства по вопросам противодействия коррупции, ведется специализированный раздел «Противодействие коррупции» на официальном сайте Министерства (www.mpr-chr.ru), организована обратная связь с населением посредством работы «телефона доверия» по приему обращений по вопросам коррупционных проявлений, разработано Положение о «телефоне доверия», регламентирующее эффективную связь Министерства с населением, общественными организациями для оперативного реагирования на факты нарушений, пресечение коррупции, волокиты и других злоупотреблений со стороны сотрудников Министерства, утверждены Перечень должностей государственной гражданской службы в Министерстве, замещение которых связано с коррупционными рисками и Перечень коррупционно-опасных функций, исполняемых Министерством.

В целях профилактики возникновения конфликта интересов на государственной гражданской службе:

         — подготовлена Памяткагосударственному гражданскому служащему об ограничениях, запретах, требованиях к служебному поведению и предупреждению коррупционных правонарушений, связанных с прохождением государственной гражданской службы в Министерстве природных ресурсов и  охраны окружающей среды Чеченской Республики;

— гражданские служащие письменно ознакомлены с основными правами и обязанностями гражданских служащих, ограничениями и запретами, связанными с гражданской службой (статьи 14, 15, 16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 11, 12, 13, 14 Закона Чеченской Республики от 06.10.2006 №29-РЗ «О государственной гражданской службе Чеченской Республики»), а также требованиями и принципами к служебному поведению гражданского служащего (статья 18 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», статья 15 Закона Чеченской Республики от 06.10.2006 №29-РЗ «О государственной гражданской службе Чеченской Республики»).

— гражданские служащие письменно уведомлены, что в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации», частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона  «О противодействии коррупции», они в случае увольнения с государственной гражданской службы в течении двух лет со дня увольнения:

а) имеют право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в их должностные (служебные) обязанности, только с согласия Комиссии Министерства по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских  служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 и  Положением  о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Чеченской Республики и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Главы Чеченской Республики  от 11.10.2010 №32;

б) обязаны при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае сообщать работодателю сведения о последнем месте государственной гражданской службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

В должностных регламентах гражданских служащих Министерства прописаны, в том числе,  обязанности:

— представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

—  соблюдать ограничения и запреты, выполнять обязательства и требования к служебному поведению,  которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, Законом Чеченской Республики от 06.10.2006 №29-РЗ «О государственной гражданской службе Чеченской Республики» и другими федеральными законами и законами Чеченской Республики в сфере противодействия коррупции;

— сообщать руководству о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта;

— об уведомлении работодателя, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Осуществляется контроль исполнения гражданскими служащими Министерства обязанности по уведомлению представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы.

В целях обеспечения прозрачности деятельности и объективности принимаемых решений, а также эффективности деятельности в состав Совета по противодействию коррупции и Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов включены представители от Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике, Управления Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике и регионального отделения Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по Чеченской Республике.

В целях обеспечения тесного взаимодействия Министерства с институтами гражданского общества, повышения уровня доверия граждан к деятельности органа государственной власти, а также создания условий общественного контроля деятельности Министерства, в том числе и контроля деятельности по предотвращению коррупции, при Министерстве как консультативно-совещательный орган создан Общественный совет. В него вошли представители общественных и религиозных объединений, средств массовой информации, ученые, ветераны и специалисты в области охраны окружающей среды и природопользования.

Тесное взаимодействие с Общественным советом по вопросам антикоррупционной деятельности обеспечит в значительной степени эффективность принимаемых мер в данном направлении. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в числе задач общественного контроля определил и задачу формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Также в рамках взаимодействия с общественными объединениями и организациями проведена акция  протеста совместно с активистами патриотического движения «Ахмат» и представителями регионального отделения Общероссийской общественной организации «Комиссия по борьбе с коррупцией» по Чеченской Республике. Цель акции — активизация гражданского общества, в том числе и молодежи, в борьбе с проявлениями коррупции в экологической сфере.

В  целях выработки эффективных мер по противодействию коррупции на заседании Коллегии Министерства заслушан вопрос «О состоянии антикоррупционной деятельности в Министерстве и первоочередных мерах по ее совершенствованию», по итогам обсуждения которого принято решение Коллегии. Приказом Министра данное решение объявлено для руководства и исполнения. В числе принятых решений обозначены и меры по обеспечению результативности  деятельности Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства и урегулированию конфликта интересов.

Информация об итогах заседания Коллегии по данному вопросу  размещена  на официальном сайте Министерства, в ведомственной информационно-аналитической газете «Природа и Мы» и журнале «Экологический вестник России».

Также осуществляются меры по совершенствованию работы с обращениями граждан.

В соответствии с  протоколом поручений Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова (совещание №01-180 от 09.12.2013), данных в свете реализации Перечня поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе А.Г. Хлопонина от 21 октября 2013 года №А73-8252пр по вопросу организации работы в Чеченской Республике по минимизации проявлений «бытовой коррупции»,       Министерством реализуется комплекс мер, принятых на совещании от 13.12.2013 (протокол №24) и направленных на минимизацию  и исключение проявлений «бытовой коррупции» в сфере ведения Министерства, а именно:

внедрение системы мониторинга исполняемых Министерством коррупционно-опасных функций, результаты которой должны влиять на постоянную корректировку планов, программ и стратегии антикоррупционной политики Министерства;

разработка ведомственных нормативных правовых актов и организационных предложений по снижению административных барьеров и повышению эффективности процедур оказания услуг от имени государства;

повышение уровня ответственности государственных гражданских служащих и должностных лиц за решения проблем граждан;

повышение престижа государственной службы;

максимальное исключение личного общения должностных лиц Министерства и граждан, постепенно вводя электронные формы документов и современные информационные технологии;

закрепление права представителей гражданского общества на осуществление независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов на предмет коррупциогенности;

установление информационной прозрачности деятельности Министерства;

активное вовлечение в антикоррупционную деятельность Министерства институтов гражданского общества;

создание условий для обращений граждан по вопросам имевших место коррупционных проявлений с использованием компьютерных технологий в режиме «он-лайн», «телефона доверия».

Также осуществлены следующие мероприятия.

Поскольку законодателем в рамках принятия мер по минимизации коррупционных рисков на всех уровнях государственного управления расширен круг должностных лиц, обязанных представлять сведения о доходах и имуществе, в текущем году в установленные сроки продекларировали свои доходы также и  руководители подведомственных Министерству бюджетных учреждений. Данные сведения также в предусмотренные законодательством сроки размещены в открытом доступе — на официальном сайте Министерства.

В целях обеспечения планирования и осуществления Министерством закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» создана контрактная служба Министерства, утверждены ее состав и положение о ней.

Особое внимание обращается на планирование закупок, правомерность выбора способа размещения заказа, соответствие размещаемых заказов требованиям законодательства по составу и содержанию документов, оформляемых в ходе размещения заказов, сроки проведения процедур, правильность заключения контрактов по результатам процедур отбора, заключение дополнительных соглашений к контрактам (договорам) (при необходимости), обоснованность их заключения.

Ведется строгий контроль за исполнением принятых обязательств по заключенным государственным контрактам и договорам.

Своевременно подаются сведения о заключении и исполнении государственного контракта в реестр государственных контрактов в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

В целях совершенствования условий, процедур и механизмов государственных закупок расширяется практика проведения открытых аукционов в электронной форме, которая является наиболее прозрачным и эффективным способом осуществления закупок (товаров, работ, услуг).

         Кроме того, постановлением Правительства Чеченской Республики утвержден Порядок осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, который устанавливает правила осуществления ведомственного контроля органами исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг. Субъектами ведомственного контроля являются подведомственные  органам ведомственного контроля заказчики, их контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены. Министерством в свою очередь в соответствии с утвержденным планом будут проводиться плановые (выездные и документарные) мероприятия ведомственного контроля, что также позволит значительно снизить риск коррупционных проявлений в сфере закупок.

         Снижению коррупционных рисков в деятельности Министерства способствует и то, что на более качественный уровень поставлена работа по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (НПА), что позволяет заранее исключить из них коррупциогенные факторы, а также двусмысленные нормы. Проведена антикоррупционная экспертиза  227 проектов НПА.

         Проекты НПА размещаются на официальном сайте Министерства в целях закрепления права представителей гражданского общества на осуществление независимой экспертизы на предмет коррупциогенности.

Также при реализации Министерством полномочий в сфере нормотворчества обеспечивается активное взаимодействие с прокуратурой Чеченской Республики и Управлением Минюста России по Чеченской Республике.

В 2013 году по программам повышения квалификации антикоррупционной направленности прошли обучение прошли 3 государственных гражданских служащих.

         В рамках обеспечения мер по достижению целевого индикатора республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Чеченской Республике на 2014-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от  6 августа 2013 года № 204, как количество государственных гражданских служащих, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по программам антикоррупционной направленности, заключен договор с Академией безопасности и специальных программ (г.Москва) на обучение в сентябре месяце текущего года 3-х специалистов юридической службы  по образовательной программе повышения квалификации «Организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов».

         Министерством внедряются административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций. Также ведется их размещение на официальном сайте Министерства. Так, на настоящий момент приняты и зарегистрированы в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации следующие административные регламенты:

         — Административный регламент по исполнению Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора;

         — Административный регламент по предоставлению Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы  объектов регионального уровня;

         — Административный регламент по предоставлению Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики государственной услуги по предоставлению в пользование водных объектов или их частей, находящихся в собственности Чеченской Республики на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование;

         — Административный регламент по предоставлению Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики государственной услуги по предоставлению в пользование водных объектов или их частей, находящихся в собственности Чеченской Республики на основании договора водопользования;

         — Административный регламент по предоставлению Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики государственной услуги по организации и проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.

         В сфере переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений постановлением Правительства Чеченской Республики от 13.08.2014 № 132 утвержден Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.

         В свете реализации поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента России в СКФО в связи с протокольным поручением заседания президиума Совета при Президенте России по противодействию коррупции от 05 июня 2013 г. № 38, а также поручения Главы Чеченской Республики от 09.12.2013 № 01-180 приказом Министерства от 31.12.2013 № 314 утвержден план поэтапного предоставления государственных услуг по принципу «одного окна».  Приказом Министерства от 15.08.2014 № 355 назначены ответственные должностные лица за предоставление государственных услуг и их ведение в государственных информационных системах (далее – ГИС) Чеченской Республики «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

         Заключено Соглашение о взаимодействии с многофункциональным центром (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг г.Грозного. На настоящий момент через многофункциональный центр по принципу «одного окна» граждане смогут получать, не взаимодействуя с чиновниками  Министерства, следующие услуги: выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца, выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

26 июня прошло заседание Совета Министерства по противодействию коррупции по обсуждению итогов реализации Министерством антикоррупционных мер в I полугодии 2014 года, на котором также заслушаны  руководители структурных подразделений Министерства по вопросу принятия в установленной сфере деятельности мер по снижению коорупционных рисков. По итогам обсуждения определены первоочередные задачи. Особое внимание уделено необходимости принятия мер по информированию заявителей по вопросам предоставления государственной услуги в соответствии с установленным законодательством порядком информирования (размещение информации на официальном сайте Министерства, на информационных стендах в помещениях Министерства).

Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, а также минимизирует риск проявления бытовой коррупции.

Назначено ответственное должностное лицо для обслуживания федеральной государственной информационной системы «Мониторинг деятельности контрольно-надзорных органов» для систематического размещения информационных материалов  по результатам контрольно-надзорной деятельности Министерства.

Разрабатывается автоматизированная программа для ведения оперативного учета контрольно-надзорной деятельности, предусматривающая возможность осуществления выгрузки необходимой информации с фильтрованием заданных позиций. Программа предназначена для осуществления контроля за деятельностью государственных инспекторов, прозрачности контрольно-надзорной деятельности и после утверждения будет размещена на официальном сайте министерства.

При осуществлении рейдовых мероприятий выработана многоуровневая система контроля, предполагающая максимальную прозрачность и открытость действий государственных инспекторов. Работа проводится в три этапа – мониторинг – предупреждение – повторное обследование —  и в случае игнорирования предупреждения административное производство в отношении виновных. Все этапы проводятся рабочими группами разного состава. Участники мониторинга не участвуют в повторном выезде.

Эффективность  работы Министерства по профилактике коррупции достигается также и путем организации конкурсного отбора кандидатов на должность государственной гражданской службы. Любой гражданин, который хотел бы стать госслужащим должен четко понимать: вступление в должность неразрывно связано с жесткими антикоррупционными требованиями, определенными ограничениями, которые он обязан строго соблюдать. Ввиду данного обстоятельства в конкурсные процедуры включаются  тестовые задания и на предмет знания антикоррупционного законодательства. Кроме того, претендент на замещение вакантной должности гражданской службы в Министерстве под роспись знакомится  с основными правами и обязанностями гражданских служащих, ограничениями и запретами, связанными с гражданской службой, а также требованиями и принципами к служебному поведению гражданских служащих. Вводится практика обмена информацией с правоохранительными органами по проверке лиц, претендующих на поступление на государственную гражданскую службу, на их причастность к противоправной деятельности. Также осуществляется проверка сведений, представленных претендентом на замещение вакантной должности гражданской службы о себе, в том числе и сведений о доходах и имуществе.

Как отметил, Владимир Путин, выступая на заседании Совета при Президенте по противодействию коррупции, руководители государственных органов всех уровней  должны нести персональную ответственность за проникновение в аппараты органов государственной власти лиц, рассматривающих службу как источник личного неправомерного обогащения.

В текущем году по результатам конкурса назначены на должности государственной гражданской службы в Министерстве 9 человек.

Кроме того, активно ведется работа по формированию кадрового резерва Министерства. Так, по результатам конкурса на замещение вакантной должности в кадровый резерв зачислены 8 человек, по результатам конкурса по формированию кадрового резерва –  5 человек, по результатам аттестации государственных гражданских служащих в кадровый резерв Министерства зачислены также 5 человек. Назначено из кадрового резерва – 5 человек.

В мае текущего года проведена аттестация государственных гражданских служащих Министерства в целях определения уровня их профессиональной подготовки, соответствия замещаемым должностям. Оценивались, в том числе, и знания норм антикоррупционного законодательства. Соответствующие вопросы были включены в тестовые задания.

В рамках реализации Перечня поручений полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе от 21 октября 2013 года и в целях раскрытия информации о деятельности Министерства на регулярной основе публикуются материалы об антикоррупционной деятельности Министерства в ведомственной информационно-аналитической газете «Природа и Мы» и в сети Интернет.

В текущем году в адрес Министерства прокуратурой внесены представления об устранении нарушений требований законодательства, допущенных при реализации Министерством полномочий в той или иной сфере деятельности. Выявленные нарушения представляли в определенной мере угрозу и для коррупционных проявлений. По результатам служебных проверок виновные должностные лица (5 человек) привлечены к адекватной мере дисциплинарной ответственности.

По материалам, касающимся непредставления  гражданскими служащими и руководителями бюджетных учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления недостоверных сведений, проведены заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению  государственных гражданских служащих Министерства и урегулированию конфликта интересов (далее — Комиссия). На основании решения Комиссии в отношении виновных должностных лиц применена адекватная мера дисциплинарной ответственности.

В рамках принятия мер по организации работы по противодействию коррупции в подведомственных Министерству организациях департаментом правового и кадрового обеспечения проведены инструктивные совещания с кадровыми работниками данных организаций, ответственных за реализацию функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений по вопросам:

— нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия коррупции;

— создание Комиссии по противодействию коррупции в подведомственных организациях, задачи и функции Комиссии;

— план работы Комиссии по противодействию коррупции;

          — нормативное правовое регулирование представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

         — сроки представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

          — примеры заполнения справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

          — порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

  1.  Указом Президента России от 11 апреля 2014 года № 226 на новый срок утвержден Национальный план противодействия коррупции – 2014-2015 годы. Главой государства Владимиром Путиным, рекомендовано руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить внесение до 1 августаг. в планы по противодействию коррупции соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации изменений, направленных на достижение конкретных результатов, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами.

Мероприятия Национального плана направлены на решение следующих основных задач:

совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;

обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции;

активизация антикоррупционного просвещения граждан;

реализация требований статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

         С учетом положений Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы и республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Чеченской Республике на 2014-2015 годы», а также по итоговым решениям заседания Совета Министерства  по противодействию коррупции от 26.06.2014 внесены изменения в ведомственный план по противодействию коррупции.

         Как сказал Президент страны В.Путин, повысить эффективность антикоррупционной работы, добиться кардинального снижения уровня коррупции в обществе можно только действуя последовательно и системно и все предпринимаемые нами меры должны быть именно такими.